Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум
Театр "Тень" В 2002 году Коля впервые пришел в наш театр в качестве члена жюри фестиваля «Золотая маска». На национальную театральную премию номинировался спектакль «Мизантроп», который Коле очень понравился, и впоследствии он стал одним из тех, кто нам эту «Золотую маску» давал. Уходя из театра в тот день, он отметил, что был поражен увидеть модель большого театра в миниатюре, дающую такие фантастические возможности для творчества, но выразил сожаление, что в кукольном театре нельзя поставить балет. По правде сказать, до этого разговора мысль о том, чтобы сделать балетный спектакль нам даже не приходила, но мы пообещали над этим подумать. И только по прошествии почти трех лет возникла идея поставить «Смерть Полифема». Оформилась она, на самом деле, легко, так как идея лежит на поверхности. Всемирный балет всегда обходил тему великанов. По объективным причинам: понять, где великан, а где простой человек среднего роста и мифологического происхождения, на обычной сцене было бы невозможно, а для кукольного театра это очень подходит. Мы соединили сразу три античных мифа - про Одиссея и циклопа, про любовь великана Полифема к нимфе Галатее и историю про троянского коня. Одиссея и других персонажей исполняют крошечные куклы-лиликаны, а великана Полифема - настоящий великан Николай Цискаридзе. Сцена Лиликанского театра имеет размеры метр на метр, поэтому у великана туда помещаются либо только ступни ног, либо голова, либо одна рука. И всего один раз за весь спектакль ему удается, свернувшись вчетверо, почти целиком предстать перед зрительным залом. Как только у нас возникло понимание того, как реализовать эту идею, мы позвонили Коле и сказали, что хотели бы сделать с ним спектакль, на что он согласился моментально. С одного телефонного звонка. Он тогда восстанавливался после травмы и сказал, что это как раз подходящий момент, так как с больной ногой он танцевать еще не может, а репетировать у нас - вполне. Репетировали мы около полутора месяцев. Сначала готовили декорации, и это было без него. Потом пригласили Колю, показали, что получилось, придумали, где и какие сцены должны быть с его участием. А дальше он уже работал как хореограф, то есть сам придумывал себе движения. Мы ему только давали задания – здесь стесняйся, здесь – ревнуй. Проблема была только в том, как выразить ногами то, что обычно выражается всем телом. А нужно передать и любовь, и страдание, и ревность. Когда мы репетировали, мы все время хохотали. Коля очень страдал от того, что движения очень мелкие, и нельзя размахнуться, к чему он совсем не привык. Одно дело прыгать на огромной сцене, а другое - слегка шевельнуть пальчиком и не задавить при этом находящихся рядом кукол. Но, поскольку задача была изначально понята им совершенно правильно, он с нею справился. Помимо исполнения танцев, Коля выполняет еще и роль кукловода, и его работа с куклами - один из самых захватывающих моментов спектакля, из-за которого мы поставили вторую камеру за сценой, которая снимает то, что там происходит. То, как он общается со всеми своими персонажами, - это отдельное неописуемое зрелище. (сноска: Из-за крошечных размеров сцены Лиликанского театра смотреть спектакль вживую могут лишь четверо зрителей. Остальные смотрят его видеопроекцию на большом экране в соседнем зале, куда также транслируется изображение со второй камеры, установленной за кулисами, что позволяет зрителям наблюдать за работой актеров). Мы "умирали" на репетициях, когда он брал в руки шеренги кордебалета нимф, которые должны выходить на сцену с двух сторон, и за мгновение до выхода нежно шептал им: «Ну, пошли, мои девоньки!» Когда же заканчивалась музыка, и куклы делали поклон, он всегда с воодушевлением их хвалил: «Мои умницы! Браво! Браво! Браво!» То есть обращался с ними как истинный педагог, наряду с этим проявляя совершенно удивительные и непредставимые при его положении, его возрасте и той среде, в которой он все время вращается, качества, свойственные лишь человеку с открытой, наивной и детской душой, который счастлив играть в предложенную ему игру. Он вообще очень трепетно относится к куклам, и очень переживает за весь спектакль. По окончании большого сольного фрагмента, у него есть еще одна роль – в сцене рассвета он реостатом медленно зажигает солнце. В этот момент за ним всегда очень забавно наблюдать. Он поворачивает ручку реостата с такой благоговейной сосредоточенностью, будто он на самом деле и есть Бог, посылающий свет на Землю. Это очень трогательно и, наряду с этим, очень профессионально, потому что есть люди, которые делают только свое дело, а все остальное их не волнует. С Колей в спектакле работают два наших актера - Алексей и Наташа. И бывает такое, что сложилась внештатная ситуация, и им нужно чем-то срочно помочь, когда, например, леска запуталась или что-то еще произошло. И в таки случаях Коля никогда не останется в стороне. Актеры это очень ценят и любят с ним работать. Вообще, люди, работающие в кукольном театре – очень счастливые, и они по определению плохими людьми быть не могут. С трудом можно себе представить, что у кукольника могут быть какие-то серьезные человеческие изъяны, так как для этой работы необходима совершенно детская увлеченность и даже некоторая романтическая нота. У нас, конечно, тоже много всяких сложностей. И в работе с куклами, в частности, так как нужно приложить очень много усилий, чтобы на сцене получилось что-то грандиозное. Но, наряду с этим, нужно обязательно верить в то, что эти тряпочки и палочки могут сыграть что–то такое, что до слез трогает. И для этого, конечно, нужно совершенно особое состояние души, которое есть у Коли, и это не перестает в нем поражать. Очень сложно представить, как ему удается сохранить в себе это, зная его непростую каждодневную жизнь за пределами нашего театра. Когда человек часто сталкивается с необходимостью занимать оборонительную позицию или вращается в театральной среде, которая далеко не всегда бывает доброжелательной, неизбежные личностные изменение происходят в нем сами собой. В Коле поражает именно то, что он обладает такой цельностью натуры и чистотой души, которые позволяют ему, погружаясь во все это, не терять этой цельности и не черстветь. Эти Колины качества всегда очень ярко проявляются в том, как он отвечает на вопросы зрителей по окончании спектакля. Это особый ритуал, сопровождающий каждое его выступление. Для всех нас это самая любимая часть спектакля. Чтобы его послушать всегда собирается вся труппа, все работники театра и вся бухгалтерия. И происходит это не только потому, что Коля очень интересно рассказывает. Разговор со зрителем предполагает совершенно свободное состояние души, когда ты с любым человеком можешь разговаривать на равных, не заискивая, и не свысока. Это то состояние, когда тебя ни один вопрос не может поставить в тупик, поскольку нет в жизни таких вопросов, на которые ты себе не можешь ответить, если ты искренен. Если ты неискренен, то они существуют, и получается так, что и правду не скажешь, и как вывернуться не знаешь. Вот у Коли таких вопросов нет, о чем бы его ни спрашивали! Есть люди, которые могут отвечать на любые вопросы, потому что они, на самом деле, никогда на сам вопрос не отвечают. Они болтают о себе. Его спросили об одном, а в ответ начинается: «Был у меня в жизни такой случай»…Что бы Коля ни рассказывал, он всегда предельно конкретен, предельно искренен в ответе и не допускает ни рисовки, ни лукавства. И в этом тоже проявляется цельность его натуры. Любой его ответ - это фейерверк, причем фейерверк, который не затмевает и не замазывает смысла того, о чем он говорит, и это вызывает огромное уважение. Когда Леонида Парфенова уволили с НТВ, Коля решил ему позвонить, чтобы выразить свою поддержку. Набрав его номер, он сказал: «Здравствуйте, это Николай Цискаридзе. Вы как-то делали со мной интервью. Возможно, вы меня помните». И Парфенов ответил: «Николай, я помню Вас хотя бы потому, что Вы единственный в моей жизни человек, у которого я, взяв 59 секунд интервью, ничего в нем не монтировал и ничего оттуда не вырезал». Коля - человек, который всегда говорит чистым, внятным языком. И такая ясность мысли и четкость формулировок дорогого стоит! Все вопросы о самом спектакле мы, как правило, снимаем короткой презентацией, которая предшествует показу, поэтому большинство вопросов касается Колиной творческой жизни в Большом театре, а также самых разнообразных тем. Люди просто хотят знать его мнение по самому широкому кругу вопросов, видя в нем образованного и интересного собеседника. Всегда потрясает тот такт, с которым он отвечает на вопросы, которые обычно любит «желтая пресса». "Расскажите о Волочковой… Расскажите еще о ком-нибудь…" Ни разу ни в одном Колином ответе не промелькнуло ни одной «желтой» ноты, ни единого намека на недоброжелательность. Конечно, к разным людям он относится по-разному, что естественно, но он снимает все подобные вопросы с таким юмором и элегантностью, что человек тут же теряет всякий интерес к тому, чтобы развивать эту тему, понимая, что разговор должен идти совсем на другом уровне. Очень часто его спрашивают о том, что ему дает работа в нашем театре. "Вы - великий танцовщик, и тут вдруг куклы". И варианты ответа у него всегда разные. Однажды он сделал очень серьезное лицо и сказал: «Ну как, я тут за деньги. Мне очень хорошо заплатили!» Хотя проект этот некоммерческий, и Коля не получает гонораров за свои спектакли, участвуя в них по зову души. Зал всегда очень живо реагирует на такие пассажи. А иногда он отвечает так: "Актеры получают удовольствие от спектакля лишь когда его репетируют, ну, может быть первый раз, когда показывают его своим друзьям. Все остальное для них – работа. Мы здесь встречаемся исключительно во имя радости общения друг с другом. Я Майю и Илюшу иначе не вижу – то я на гастролях, то они на гастролях, а тут есть шанс встретиться. Вот мы сейчас вас распустим и пойдем пить чай...» И это абсолютная правда, которая, в то же время, не умаляет ни достоинства профессии, ни достоинства зрителя. Если бы кто-то другой так сказал, это могло бы прозвучать заносчиво. Но когда это говорит Коля, и ты видишь, что в нем нет ни капли цинизма, это воспринимается совершенно иначе. Поработав в нашем театре с другими звездами – Анатолием Васильевым, Тонино Гуэррой, мы поняли одну вещь. Чем в большей степени человек профессионально и личностно состоялся, тем он, на самом деле, менее "звездный", и тем проще наладить с ним личный и творческий диалог. Коле можно совершенно спокойно сказать, что его нога, например, стоит на сцене не очень удачно и попросить его поставить ее по-другому. Никакой другой солист балета это спокойно не воспримет. Он скажет: «Я все так замечательно придумал! Что вам тут не нравится?!». У нас был опыт сотрудничества с одним очень известным драматургом, и ему можно было запросто сказать: "Знаешь, - мы не уложились в текст, надо переписать". Он спрашивает: "Сколько знаков убрать?" Потом звонишь и говоришь: «Знаешь, мы снова не вписались, теперь нужно добавить». – «Без проблем!» Другой бы просто удавился за каждое слово на его месте. А он – «Пожалуйста!» Так и Коля, он просто берет и переделывает, поэтому работать с ним было совершенно замечательно. Но если, опираясь на опыт, это можно было предположить изначально, то в человеческом плане он, конечно, стал для нас открытием. В нем удивительным образом сочетается состоятельность личностная и профессиональная. Не будет преувеличением сказать, что это первый в нашей жизни человек до такой степени гармоничный и физически, и духовно и творчески. О таких людях обычно говорят: "Это - человек Возрождения". Совершенно понятно, что наш взгляд на Колю достаточно специфический, поскольку мы сталкиваемся с ним только в ситуации кукольного театра, где нет никакой агрессии со стороны окружающей среды. Иногда к нам театр приходят люди, которые работают с Колей в других местах, видят его в незнакомом для себя состоянии и удивляются: «Он что у Вас всегда такой? Мы впервые в жизни видим, как он улыбается!" Но способность быть ТАКИМ хотя бы в гармоничных условиях есть тоже далеко не у каждого человека. После одного забавного случая Колю у нас в театре называют не иначе как «солнцем». Как-то на репетиции мы репетировали сцену восхода, и режиссер дал команду: "Все, начали! Давайте восход! Пошло солнце!" Наташа, которая поднимает проектор, проецирующий луч на сцену, кричит в зал: "Да нет солнца! Я не знаю, куда оно делось. Только что было, а сейчас - нет!" Этот диалог повторяется несколько раз, на что стоящий посреди сцены Коля торжественно произносит: "Наташа, да как солнца нету! Солнце - на сцене!" Вообще, мы очень благодарны всем "звездам", которые согласились на предложение поработать с нами. Безумно приятно, что у нас не было ни одного отказа. Довольно долгое время мы ни к кому не обращались, так как думали: "Ну как мы можем Цискаридзе или Васильева пригласить к себе в театр?" А когда мы увидели, что они с готовностью соглашаются, то поняли, что видимо им в жизни чего-то не хватает. А нам, безусловно, не хватает их, потому что для нас все эти люди, и Коля в том числе, - это уроки творчества и уроки жизни. Общаясь с ними, начинаешь иначе смотреть на все - и на собственный театр, и на жизнь, в целом, потому рядом с ними ты растешь и получаешь возможность совершенно нового осмысления искусства.
|