Любить ногами

Николай Цискаридзе дебютировал в кукольном театре

ОЛЬГА ЕГОШИНА, «Новые Известия»

31 октября 2005 г.

 

На сцене кукольного театра «Тень» поставлен спектакль, рассчитанный на двух зрителей. Большее количество людей просто не сможет рассмотреть крошечных кукол, танцующих на мини-сцене балет «Смерть Полифема». Главную партию циклопа Полифема станцевал Николай Цискаридзе, который к тому же освоил профессию кукловода.

Больше десяти лет назад в семейном театре «Тень» у Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской появился театр-ящик размером примерно метр на метр. С «настоящей» сценой, оркестровой ямой с крошечными оркестрантами, с двухъярусным зрительным залом. Крошечные человечки сидели в креслах и ложах, бурно реагировали на сценическое действие, кричали: «Браво!» и «Позор!». А приглашенные «большие» зрители могли наблюдать за происходящим на сцене и в зале (еще неизвестно, что было увлекательнее) в огромные театральные окна. Так в Москве появился новый театр, получивший название Лиликанский Большой театр. Майя и Илья с удовольствием выдумывали небывалую страну Лиликанию: ее музеи, пекарни, быт и обычаи, рисовали карты этой страны и угощали приходящих «больших» зрителей крошечными изделиями «лиликанской кухни».

Несколько лет назад стало понятно, что «лиликанский» театр может стать манком для любого крупного режиссера, чуть уставшего от собственной важности и ограничений больших драматических сцен. На лиликанской сцене появились постановки Анатолия Васильева и Тонино Гуэрры. Первый уложил в предложенный 15-минутный формат мольеровского «Мизантропа», где Альцест методично и последовательно разрушал выстроенный на сцене Париж под негодующие крики зрительного зала. А Гуэрра устроил на сцене всемирный потоп.

Сейчас в Лиликанском театре замахнулись на постановку балета-трагедии «Смерть Полифема», пригласив сыграть Полифема Николая Цискаридзе. И Цискаридзе, давно интересующийся талантливым хулиганством создателей «Тени», сумел совместить выпуск балета в Государственном Кремлевском дворце («Синий бог») с дебютом на мини-сцене 50х50см кукольного театра.

Представление начинается с увертюры. Крошечный дирижер дает знак палочкой, скрипачи ведут смычком по струнам… На сцене колышутся голубые бумажные волны и резвятся самые воздушные балерины на свете, сделанные из спичек: размером с фалангу мизинца, они буквально трепещут на ветру. Никогда еще метафора девочки-бабочки не находила столь адекватного воплощения. Так же как и метафора брутальной мужественности: нога гиганта Полифема, кажущаяся неправдоподобно огромной на фоне остальных эфемерных созданий, удовлетворит любые самые завышенные представления о соотношении мужского и женского начал.

Николая Цискаридзе, помимо прочего, наверняка привлекла сама задача: станцевать партию на мини-пятачке, огранивая все средства выразительности ступней. Движение пальцев ноги передаст сложнейший комплекс чувств: нежность, застенчивость, марш ревности, когда Полифем застанет ветреную нимфу со счастливым соперником. Безжалостные ноги будут крушить картонное пурпурное сердечко. Расправившись с врагами, Полифем свернется клубочком в своей пещере (это все равно что поместиться в коробке из-под компьютера), и доверчиво потянется рассмотреть деревянного коня. И его единственный глаз будет ослеплен предательским ударом пикой. Потом слепой Полифем бродит по берегу моря и большим пальцем чертит на песке имя возлюбленной… А в эпилоге, появившись уже в белых пуантах, он делает прощальные па вместе с неизвестно откуда взявшимися, но весьма необходимыми ангелами.

Недоброжелатели часто упрекают «Тень» за несоразмерность затраченных усилий. Приглашать Гуэрру, Васильева, Цискаридзе, привлекать оркестр Большого театра – и все для спектакля, который одновременно могут посмотреть всего два человека...

Впрочем, эти зрители запомнят увиденное на всю жизнь: и крупный план ног Цискаридзе, и контраст большого человека и маленьких кукол, и хрупкость кукольного мира. И – главное – восхищение талантливым и бескорыстным хулиганством, без которого искусство мертвеет и превращается в супермаркет или парк развлечений.

© 2003, «ЗАО «Газета Новые Известия»