Феерия про чудовищ
В Лиликанском театре, расположенном в театре "Тень", состоялась премьера балета "Полифем". Через некоторое время в лиликанском ежегоднике "Сейчас{"появилась рецензия на этот спектакль. Перепечатываем текст с небольшими сокращениями.
Случилось страшное. На величественную сцену Большого Лиликан-ского Королевского Народного Театра Драмы, Оперы и Балета впервые ступила нога человека. Вернее, две ноги. Николай Циска-ридзе - солист театра, известного у людей под названием Большой, дерзнул выступать вместе с легкокрылыми кукольными артистами, вернейшими подданными Гальбастро Моморейно Гердайло Шефина Бессмертного. Впрочем, слово "танцевать" не вполне подходит к тому, что выделывает господин Цискаридзе на нашей прославленной сцене. Наверное, в своем театре он красавец. У нас же - жуткое чудовище. Его малейшее телодвижение заставляет леденеть от ужаса. И движений таких достаточно много, и все разные, и чем дальше - тем страшней.
Почтеннейшая публика, наверное, уже догадалась, что речь идет о нашумевшем балете "Полифем". Об этой премьере вот уже полгода судачат все. Лишь только идейные вдохновители Ли-ликанского Театра Майя Краснополь-ская и Илья Эпельбаум приступили к репетициям, как в лиликанской прессе раздался хор дружных голосов - "А надо ли нам такое, с позволения сказать, искусство? Не пустим чужаков на нашу священную территорию! Да он передавит всех наших артистов! Не уцелеют ни оркестр, ни кордебалет!" К счастью, репетиционный процесс прошел без эксцессов. Никто не пострадал. Надо отдать должное мастерству и сноровке наших легкокрылых артистов, виртуозно увертывающихся от безобразных лап господина Цискаридзе. Превосходнейшая госпожа Эльза в партии Галатеи произвела чудесное впечатление. Грациозная красавица танцевала с неизменной лучистой улыбкой на устах, делая вид, что никакой опасности поблизости нет. Обезумевший от страсти кик-лоп пытался поймать красавицу. Но она, знай себе, порхала, как июньский мотылек под солнышком. Ничто не выдавало подлинных чувств артистки. Ничем не показала наша примадонна, как страшно ей находиться возле настоящих человеческих ножищ. Только куклы способны на такое несокрушимое мужество!
Порадовал публику и господин Орландо в партии Одиссея, как всегда, галантный и обаятельный. Не устанем хвалить и наш ровный и стройный кордебалет, и виртуозных корифеев и ко-рифеечек. Вряд ли на родине господина Цискаридзе танцуют также четко и слаженно, как у нас в Лиликании,
Но особой похвалы на этот раз заслужили бутафоры, пиротехники и машинисты. Воины Одиссея весьма эффектно возжигают самый настоящий огонь. Потрясают сцены стихийных бедствий -шторм на море, буря на земле, грандиозный камнепад, устроенный разъяренным Полифемом. Умиляет слон, выполненный в натуральную величину. Он важно шествует вслед за нимфами и очень органично шевелит ушами. Честь и хвала верным сотрудникам Лиликан-ского театра В.Платонову, С.Павловой, Н.Пшеничниковой, П.Абдулову, А.Житкову, Н.Корчагиной, А.Шашилову!
К сожалению, о музыке нового балета ничего хорошего не скажешь. В ней много длиннот, водянистых мест и слащавой красивости. Хотя некоторому незатейливому мелодизму и грамотной оркестровке все же следует отдать должное. Неудача вполне объяснима. Дело в том, что руководство Лиликан-ского Театра заказало балет не конкретному автору, а какому-то ТПО "Композитор". И вот теперь пожинает плоды корпоративного сочинительства!
Еще один недопустимый недостаток спектакля "Полифем" - его бесконечная продолжительность. Целых тридцать минут! Неужели забыто специальное постановление о том что лиликанские спектакли не могут длиться дольше четверти часа? Помните, как замечательно выполнил эти условия мудрейший режиссер Анатолий Васильев, поставивший на нашей сцене истинный театральный шедевр "Мизантроп"?
Остается надеяться, что и легкокрылая балетная труппа в скором времени порадует нас не менее значительными постановками.
Нюр АХЧИЙСКИЙ, главный специалист Лиликанского Института Зрелищных Икусств
Для тех, кто еще не был в Лиликании, напоминаем, что на его территории находится единственное здание - Театр. Зал битком забит кукольной публикой, а люди вынуждены подсматривать представление через окошки. Лиликанцы не пускают людей в свои дома. Поэтому вполне простителен гнев достопочтенного критика в адрес Николая Цискаридзе. Хотя резкости в словах рецензента могло бы быть и поменьше. Не каждая звезда балета способна так изобретательно и остроумно танцевать на кукольной сцене!
Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
№ 35-36 (781-782), ноябрь 2005 года