«Буратино» для всех и «Гамлет» для трехлеток

 Губайдуллина Елена

театральный критик 

Все начинается с детства. В том числе и театр. С какого именно возраста можно начать знакомство с этим искусством? Все зависит от особенностей вашего малыша. Один ребенок, впервые оказавшись в театре в полуторагодовалом возрасте, прекрасно поймет сказку, а для кого-то и в пять лет просмотр спектакля будет тяжелым испытанием.

Во многих детских театрах на билетах и афишах указываются возрастные рекомендации. Соблюдать их или нет — решайте сами. Ведь третьеклассники могут с удовольствием смотреть кукольный спектакль, адресованный дошкольникам, а иного шестилетку-акселерата увлечет постановка «для среднего школьного возраста». Хорошие же детские спектакли всегда интересны и взрослым, и малышам.
Тем не менее полтора года для первого театрального похода — все же рановато. Не стоит вести в театр и тех, кому только-только исполнилось два. Ведь спектакль не мультик, и самое короткое действие в нем длится минут тридцать. В результате приходится наблюдать, как двухлетки, которых взяли в театр за компанию со старшими братишками и сестренками, рассеянно бродят по залу прямо во время представления. Уже за десять минут сказка успевает утомить малышей, разглядывание зрителей занимает их больше.
Так что с совсем крохотным любителем шоу лучше сходить в цирк. Короткие динамичные номера, яркие краски, удивительные, волшебные трюки, похожие на сказочное волшебство, вот что нужно в этом возрасте детям. Особенно нравятся выступления животных. А когда помощниками дрессировщиков выступают они сами, восторгу вообще нет предела. Такие номера часто включаются в программы цирков и на Цветном бульваре (т. 200-0668), и на проспекте Вернадского (т. 930-2815). Кроме того, бывает и так, что малыш вдруг захочет в буфет или туалет или просто раскапризничается — между номерами можно спокойно встать и уйти, а потом вернуться на свое место — свет в зрительном зале цирка в отличие от театра выключается редко.
Но вот ребенок стал взрослее еще на год и первый раз идет в настоящий театр. Очень важно хотя бы в общих чертах разузнать о спектакле, который вы собираетесь показать дочке или сыну. Как правило, дети все происходящее на сцене принимают «за чистую монету». Поэтому, покупая билеты на то или иное представление, помните об особенностях характера ваших детей. Если малыш впечатлителен и раним, до сих пор боится темноты, его не стоит вести на бурные представления с кровожадными злодеями. В то же время непоседам нелегко будет высидеть спектакль, напоминающий своей раздумчивой повествовательностью радиопостановку.
Прочитав на афише знакомые названия, многие родители вздохнут с облегчением — содержание уже известно по книгам, можно предположить и настроение спектаклей. «Остров сокровищ» (антреприза «Арт-клуб ХХI», т. 203-4221) наверняка понравится маленьким разбойникам. «Золушка» (наиболее распространенное «детское» название, особенно в музыкальных театрах) — маленьким принцессам.
Почти во всех семьях зачитана до дыр книга Носова о Незнайке. Спектакль по мотивам этой сказочной повести с удовольствием посмотрят и тихони, и сорванцы. В Москве «Приключения Незнайки в Солнечном городе» разворачиваются на сценах двух театров. В Российском Молодежном (тел. 292-0069) — традиционный спектакль с красивыми, богатыми декорациями и костюмами. В антрепризе «Арт-клуб ХХI» оформление победнее, но веселых режиссерских находок ничуть не меньше. Так что советуем посмотреть оба спектакля. Кстати говоря, для первого знакомства ребенка с театром РАМТ (Российским Академическим Малым Театром) самое лучшее решение. Красивое театральное здание с парадной лестницей, просторными фойе, зрительным залом, решенным архитектором в таинственных зеленоватых тонах, дополнят впечатления от постановки.
Многие родители впервые ведут своих детей на балет или драматический спектакль. Но есть мнение, что приобщение к театру лучше начинать с просмотра коротких кукольных представлений, причем с таких, где актеры прячутся за ширмой, а не выходят играть рядом с куклами. Таких спектаклей немало в репертуаре Центрального театра кукол имени С.В.Образцова (тел. 299-3310). Здесь идут спектакли, созданные сорок и даже пятьдесят лет назад. Так что для бабушек и дедушек поход вместе с внуком или внучкой, к примеру на спектакль «Буратино», поставленный Образцовым в 1953 году, может стать светлым воспоминанием о детстве. Взрослые несомненно обрадуются тому, что их дети и внуки следят за представлением с тем же замиранием сердца, которое когда-то испытывали они сами. Правда, наверное, самые привередливые заметят, что потускнели декорации, состарились куклы, а Карабас-Барабас давно устал гоняться за Буратино. Но главное чудо спектакля — оживление куклы — до сих пор не утратило своей силы. И когда только что родившийся в руках папы Карло деревянный человечек начинает проявлять самостоятельность, детишки, как и пятьдесят лет назад, привскакивают со своих мест. Кстати, будьте готовы к каверзным вопросам своих чад — ведь сюжет пьесы Е.Борисовой несколько отличается от сказки А.Толстого. В спектакле нет Дуремара, зато есть Король Тарабарский. Лиса Алиса и кот Базилио не обирают бедного Буратино, а «честно» служат Карабасу-Барабасу. Так что заранее расскажите крохе, что в театре часто бывает не совсем так, как в книге. У сцены свои законы. И очень часто в спектакле по мотивам того или иного произведения практически полностью меняется сюжетная линия.
Посещение образцовского театра не исчерпывается просмотром спектакля. В фойе расположен уникальный музей кукол всех времен и народов. Здесь есть прибалтийские куклы-корзинки и ажурные индонезийские драконы, лиллипуты из фильма Птушко и петрушки начала века... Наверняка, придя домой, ваш ребенок захочет смастерить какую-нибудь невероятную куклу или разыграть представление со своими игрушками. А быть может, он даже пригласит папу, маму, бабушку и дедушку поучаствовать в этой увлекательной игре.
В Театре кукол на Спартаковской (тел. 261-2797) можно играть в шумные игры, бегать и прыгать и до начала спектакля, и в антракте, и после. Здесь билетеры разрешают малышам шалить, чего обычно не бывает в других театрах. Почему? Да потому, что в репертуаре — спектакли для самых маленьких.
Непосед и шалунов привечают и в Детском Музыкальном театре им. Н.И. Сац (тел. 930-6364). Только занимают их не представлением, а играми и игрушками. Для тех, кому спектакль еще не по возрасту, есть специальная детская комната. Родители со старшими детьми могут спокойно смотреть балет или слушать оперу — младшие в это время будут под присмотром опытных воспитателей.
В Детском Музыкальном театре ставят и классику, и произведения современных композиторов, написанные на сказочные сюжеты. Один из самых красивых спектаклей — опера-балет московского композитора Ефрема Подгайца «Дюймовочка, или Чудесный полет».
Чудесный полет зрители видят сразу же после открытия занавеса. Сцену заливают радужные разводы, сквозь которые сверкает гигантский яркий зонтик. Летит Оле Лукойе. И именно благодаря ему на свет появляется главная героиня сказки. Произнес волшебные слова — и выросла белая кувшинка с Дюймовочкой в лепестках. Вокруг распускаются цветы и плывут балерины в пачках-зонтиках. На сцене вырастает волшебный лес. Декорации выдержаны в мягких, пастельных тонах, словно нарисованы не красками, а цветными мелками.

Впервые отправляясь в театр с ребенком, вы, конечно, объясните ему, что такое занавес и антракт, кто такие актеры, художники, режиссеры и другие волшебники сцены. Обязательно купите программку и прочитайте малышу, как много людей самых разных профессий трудились над представлением. Именно так и начинается знакомство с театром. А руководители театра «Тень» (тел. 281-3590) решили построить все представления на основе этой самой театральной азбуки. Увлекательная лекция ведущей иллюстрируется забавными сценками с участием Куклы, Обезьянки, Мишки и Экскаватора. Не игрушек, а народных и заслуженных артистов, о чем свидетельствуют фотографии на стене. Во время лекции дети узнают о том, какие бывают аплодисменты, что такое реквизит, театральный свет, звук и многое другое. Кроме того, дети сами не раз поучаствуют в представлении — помогут «актерам» переодеться, соберут бумажные цветы и тряпичные помидоры и даже исполнят маленькие роли. И пусть никого из взрослых не испугает название — «Гамлет». О переживаниях принца датского не говорится ни слова. Остальные спектакли театра «Тень» не менее оригинальны, чем «Гамлет» для маленьких детей. В афише есть и спектакль-угощение «Щелкунчик», и перформанс для детей «Красная шапочка», и «Лебединое озеро. Опера», и даже выступление лиликанских артистов, рассчитанное всего на пять зрителей.
Так что делайте выбор и... Добро пожаловать в театр.