«Золотая маска»

 КОГДА ЛЕБЕДИ ПОЮТ, ИЛИ «САМИ МЫ НЕ МЕСТНЫЕ»

 Наконец-то!» - воскликнули театралы, когда лауреаты «Золотой маски» добрались до нижегородской земли.

Теперь фестиваль закончен, и можно заняться заведомо бесполезным делом – судить победителей.

Увидев балет «Лебединое озеро» в четыре года, я начала бредить лебедями и балеринами. Непропорционально длинноногие барышни на пуантах и в пачках на страницах моего альбома составляли дивизии. Со временем мания прошла, но любовь к балету осталась. Поэтому просто невозможно было пропустить спектакль Московского театра «Тень оперы» под интригующим названием «П.И. Чайковский. Лебединое озеро. Опера».

"Опера?! Что же это будет?" -  был всеобщий возглас удивления. Самое интересное, что и посмотрев спектакль, нельзя одним словом определить, что же это было.

На нижегородских зрителей обрушилась гремучая смесь всех видов театрального искусства, доведённая до температуры кипения. «Одноактная опера в 10-ти картинах с прологом, апофеозом и эпилогом» оказалась равна: театр теней плюс кукольный театр плюс опера-оперетта-балет и ещё нечто доселе невиданное и названия не имеющее.

В самом деле, что это, когда вместо обещанных в программке менестрелей на сцену шумно вываливаются уличные артисты и жалобно выводят: «Сами мы не местные, из Москвы приехали… Помогите, кто чем может». Некоторые консервативные зрители назвали необычное действо фарсом и фиглярством. А как же профессионализм высшей пробы? А хлещущая со сцены энергетика?

Ещё непривычная роскошь: всё в живую! И вокал (у Натальи Баранниковой и Алексея Косарева, действительно, оперные голоса), и музыка (пианист Андрей Семёнов – просто виртуоз!). И даже загадочные объёмные тени создавались прямо здесь – в зрительном зале.

Актёры легко жонглировали зрительским настроением, превращая тонкую лирическую игру в пародию и наоборот. Но они доказали. что, пародируя оперную академичность, можно преклоняться перед чистой классикой.

Оказывается, идею сделать из балета оперу подкинул театру сам… Пётр Ильич. Потому что сначала написал маленькую оперу для домашней постановки, а потом уже переделал в большой балет для Большого театра. Театр «Тень оперы» в лице «кукольников» (во всех смыслах) Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума взялся восстанавливать историческую справедливость. И восстановил.

Думается, правда, что премьера (летом 1870 года в усадьбе Ахтырка) имела мало общего с современной постановкой. Но возродилось, я думаю, главное – уютная атмосфера домашнего спектакля, в котором нет непреодолимой дистанции актёр-зритель, а есть творческий круговорот, захватывающий зал от первых рядов до галёрки.

АЛЁНА АГЕЕВА