Большая дегустация

 

Диковинки русского искусства на Лазурном берегу: от традиций до авангарда

Одно могу сказать: во Франции к русским по-прежнему относятся очень серьезно. Никакой английской снисходительности, никакого американского панибратства: равные с равными в диалоге великих культур. Французы, почти шовинистически настроенные к англофонам, на генетическом уровне испытывают симпатию к русскому языку, русскому театру и русской песне. Фестиваль русского искусства в Ницце в принципе имеет хорошие перспективы.

На афише фестиваля узнавался силуэт Петропавловки, сработанный в стиле "килькарт". То есть он был выложен из килек как особой принадлежности национального быта - изобретение питерского художника Валерия Вальрана. Кильки в меховых пачках парили в воздухе, кружились в хороводах, кильками угощали гостей, кильки задали фестивалю домашний тон, где в порядке импровизации возможно все. В клуб можно прийти кому угодно - его накормят московским борщом, дадут оладьи (французы зовут их блинами), а также напоят "Степаном Разиным" - единственным русским пивом, которому удалось пробиться на Запад. Для гостей здесь играли образцовую русскую свадьбу под музыку ярославского фольклорного ансамбля "Серпантин", с картинными новобрачными и выяснением отношений на кулаках, что впечатлительные французы приняли с уважительным испугом. Здесь отметили юбилей Эльдара Рязанова, чья ретроспектива все десять дней шла в одном из залов театрального комплекса. Сюда звонили из города - справлялись, можно ли прийти отведать чего-нибудь русского. Кильки символизировали удалой праздник бренного тела.

Праздники духа разворачивались в помпезном красно-буром зале Национального театра. Все четыре яруса были заполнены. Хотя приехали театры как бы маленькие: уникальная московская "Тень" - семейный подряд Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума - и питерский Формальный театр Андрея Могучего, одной из самых колоритных звезд российского театрального небосклона.

"Тень", напомню, создана на стыке театра и графики. Это театр, где сюжетом сделали сам процесс творчества, театр-хеппенинг: зритель зачарованно следит за тем, куда понесет шальную руку художника. В "Метаморфозах" на теневом экране из "точки-точки-запятой" может явиться что угодно - публика разгадывает каждый новый виток как ребус и почти всегда ошибается в предположениях: это театр, где мистификация стала законом жизни. Придя на "Лебединое озеро", попадаешь на хулиганское оперное действо, причем до спектакля его авторы скучающе, как говорят с непонятливым, просвещали меня насчет того, что Чайковский вначале написал лебединую оперу и только потом сварганил балет. Этот трюк они повторяют с каждым, включая публику. Многие охотно верят, другие еще охотнее включаются в игру. Спектакли "Тени" - сложная смесь театров кукольного, теневого, эстрадного и детского для взрослых. Обстановка там семейная и необязательная, все напоминает игру в картонный театр-коробочку, где главный маг и волшебник - собственное воображение. Игра и жизнь сплелись воедино.

Импровизацию подхватил питерский Формальный театр - лидер нашего театрального авангарда, тоже известный Европе, Новой Зеландии, Южной Америке, Зимбабве и немногим избранным в России. В зале оперного типа этот театр - как рыба килька на берегу: традиционный для него хеппенинг - путешествие зрителя сквозь предметный мир лестниц-фойе к всегда неожиданному сценическому пространству, медленное погружение в игру - здесь невозможен. Но замешенный на импровизации, Формальный немедленно меняет условия игры, играючи берет языковой барьер - и зал аплодирует стоя.

"Школа для дураков" - визуальные вариации на темы писателя-эмигранта Саши Соколова, в сущности новый и, кажется, универсально пригодный театральный метод. Никто не думает об идеях и "посланиях": здесь высший смысл - игра как некий гул сюрреалистической жизни и ее квинтэссенция. Два актера дуэтом играют мальчика с раздвоенным сознанием как некий сон о прошлом, где опять-таки все возможно, все зыбко и неказисто, как усы у Джоконды. В самом воздухе спектакля, в том, что зовется стилем, зашифрована советская эпоха приблизительно так, как в гоголевском "Ревизоре" - эпоха досоветская; обе эпохи оказываются едины и неделимы.

На другом полюсе фестиваля были традиции - да-да, пресловутые "Очи черные" с "Барыней", но какие! Ансамбль песни и пляски Северного флота предложил ошалевшей публике чертову смесь из "Яблочка", гопака, чечетки, присядки, церковных хоралов, советской песни и высококлассного джаза. Ансамбль народных инструментов "Серпантин" из Ярославля давал концерты симфонического уровня.

Праздник русского искусства закончился императорским ужином в отеле "Негреско": пианист Николай Саввиди играл Рахманинова и Скрябина, подавали "царскую закуску", "киевские котлеты" и гурьевскую кашу на сладкое. Вдова знаменитого французского художника Жака Куртанса Изабель объявила о присуждении приза Courtens d`Or за 2002 год фильму Николая Лебедева "Звезда". Эту премию, учрежденную на фестивале четыре года назад, уже получили Инна Чурикова, Андрей Разенков и Никита Михалков.
     Так праздники духа и бренного тела, как жизнь-игра, сплелись на этом фестивале, образовав шальной хеппенинг, куда публика входила как в приключение - озираясь и ожидая сюрпризов. Финал прошел на ура, пресса соревновалась в количестве восторженных определений: "великолепно", "восхитительно", "виртуозно". Французская пресса просто не знает, что ни эту виртуозную "Барыню", ни восхитительные гармони-домры, ни эти великолепные традиции древней и глубокой культуры в самой России узреть уже почти невозможно. Приходится ехать в Ниццу.

Валерий Кичин

Как мы выглядим со стороны?

Постоянное присутствие подлинного, а не попсово-массового русского искусства во Франции вообще и на Лазурном берегу в частности крайне необходимо для общей атмосферы европейской культуры.

И, конечно, оно необходимо для поддержания позитивного образа нашей непредсказуемой страны. Это образ той России, которая не имеет ничего общего с кучкой наглых, осоловевших от бешеных, а порой и преступных денег владельцев "русских вилл" на Средиземноморском побережье. Мафия и проституция - вот наиболее устоявшиеся здесь представления о новой России. Их необходимо менять в корне, и культура в этом - главный и безукоризненно авторитетный посол.

На "круглом столе", который я вел в рамках фестиваля, обсуждалась тема "Глобальный альянс и культурное разнообразие". Ораторы из Франции, Испании и России, включая студентов университета Ниццы, были единодушны в том, что только родной язык и национальные традиции - основообразующие элементы всех культур мира - способны противостоять наступлению как международного бандитизма, так и оглупляющих человечество телевидения и коммерческих медиа-технологий.

Евгений Сидоров

посол России по особым поручениям