Парк культуры

Жаловаться некому

Текст: Дина Годер  Фото: Виктор Сенцов 

 

Открывается фестиваль «Золотая маска». Якутские мистерии, постановка поэзии далай-ламы и вялая драматическая программа будут перемежаться кинопоказами и этномузыкальными концертами.

В Москве открывается одиннадцатый фестиваль «Золотая маска», мероприятие, которое чем дальше, тем больше становится главным светским событием весны для театралов и сочувствующих. Театр стараниями «Маски» нынче модное искусство, а провинциальные театры нынче бывают в столице куда реже, чем зарубежные, и, в сущности, возможность увидеть кучно все стоящее из глубинки есть только на нем. Так что отвечаем на главный вопрос театралов, пересчитывающих деньги у билетной кассы: на что стоит идти?

Говорю сразу: бывают урожайные «Золотые маски», ради которых фанатам стоит долго копить на билеты, а потом взять отпуск на две недели, чтобы ничего не пропустить. В этом году выросло не густо, так что можете сделать расписание вполне щадящим. 

 

Правда, понимая это, оргкомитет обставил спектакли огромным количеством очень интересных периферийных событий, из которых особо советую театральные кинопоказы в Музее кино, качественную музыкальную этнику в Центре на Страстном (туда можно будет идти после спектаклей: концерты начинаются в десять часов вечера), а также разнообразные мастер-классы, среди которых, я думаю, многих заинтересует Евгений Гришковец, рассказывающий «о проблемах героя, времени и пространства в современной драматургии».

Теперь о театре. Комментировать московские спектакли не буду, их москвичи смогут посмотреть и в другое время. Расскажу о тех, кто приезжает. Драматическая программа в этом году считается не слишком удачной. Большей частью она состоит из столичных спектаклей (о них ни слова), а из тех, кто приезжает, особенно советую питерскую «Pro Турандот» Андрея Могучего – очаровательное дуракавалянье на тему пьесы Гоцци и знаменитого вахтанговского спектакля, сплошь импровизационное, пародийное и лирическое с ужасно смешным осовремениванием сюжета. Омский спектакль «Король умирает» эксперты хвалят в основном за исполнителя главной роли Михаила Окунева (он и правда хороший актер и не раз номинировался на «Маску»). А на питерского эффектного, но бестолкового «Дон Жуана» стоит пойти поклонницам Александра Баргмана, чтобы увидеть, как их обаятельный любимец по воле режиссера Морфова превратился в злого, циничного, ленивого и самодовольного увальня. 

Что касается кукольной программы, то ее экспертный совет «Маски» хвалит.

Правда, из четырех спектаклей только один действительно детский – пензенская «Забытая сказка» (может, помните, был на этот сюжет мультфильм «Волшебное кольцо» про Ваньку, который завоевывал принцессу, а потом послал ее подальше). Только тут все сказочные приключения идут под музыку Beatles, а чудо, которое Ванька, как водится, должен достать, – это желтая подводная лодка. Другие три спектакля – взрослые и претендующие на философичность. Молодой питерский театр «Кукольный формат», живущий в Музее Достоевского, показывает «Всадник Cuprum» – легенду о любви царя Петра и девушки по имени Нева, с горя превратившейся в реку, – составив текст из цитат множества великих от Пушкина, Достоевского и Набокова до Хармса и Хвостенко. Якутский спектакль «Человек» – это мистерия, где куклы самых разных размеров, сделанные в разнообразных техниках, показывают, как за душу человека борются силы добра и зла. А «Athanatomania» (название переводится как «Мания бессмертия») из Абакана – это экологический сюжет. Ее режиссер Евгений Ибрагимов уже не раз номинировался на «Маску», привозя спектакли с чудесными маленькими куклами. На этот раз куклы, говорят, будут особенно хороши, хотя рассказ о том, как в коротких эпизодах представления картины гармонии природы сменяются грохочущим проездом составов с нефтью, хоть кого испугает.

 

Далее спектакли, претендующие на премию в номинации «Новация». В эту программу, как известно, сносят не обязательно авангардное, а все, чью принадлежность невозможно объяснить. Впрочем, среди пяти номинантов есть два и впрямь продвинутых. Во-первых, это театр «Тень» с совершенно радикальным «Апокалипсисом». Это спектакль московский, но я его упоминаю, а потом как-нибудь расскажу о нем подробнее, поскольку увидеть его москвичу не легче, чем представление из Якутии.

Десятиминутный «Апокалипсис» разыгрывается в спичечных коробках всего для одного зрителя. И это, я вам скажу, совершенно грандиозное зрелище.

Вторые радикалы – питерский Инженерный театр АХЕ со спектаклем «Господин Кармен», представлением-поединком, где два бородатых художника Максим Исаев и Павел Семченко, один из которых носит юбку и длинную серьгу, пишут водой, дымом, кровью, светом, чернилами вокруг себя «Хосе» и «Кармен». Они заполняют словами все пространство, и кажется, что в конце концов брутального защитника Кармен убивают буквы, а не нож.

Остальные «новаторы» в этом году – в той или иной степени пластический театр, который не сочла своим номинация «Современный танец». «Триада» знаменитого «Черногонебабелого» – очень технизированное шоу со сложными костюмами и невероятными лазерными спецэффектами. Это действо скорее в формате дорогого клуба, чем театра. «Акценты» питерского Театра «Топ9» – представление команды хип-хоперов, где брейк-данс осваивает стили других времен да к тому же постепенно складывается в сюжет. А «Песни дождя» из Омска хвалят не столько за изысканную пластику, сколько за трогательную лирику сменяющих друг друга сюжетов о любви (спектакль основан на светской поэзии далай-ламы VI, и режиссер даже получил на него буддийское благословение).

Далее музыкальный театр. Оперу и балет эксперты хвалят. Первым номером, конечно, идет новосибирская «Аида», поставленная и оформленная лучшим сегодня в России оперным режиссером Дмитрием Черняковым, имеющим уже не одну «Золотую маску».

Черняков, как и раньше, в своем прославленном мариинском «Китеже», возвращается от всяких исторических условностей к нам в современность. Вот и в «Аиде», говорят, не будет никаких фараонов со слонами, а будут разбомбленные огромные здания европейского неоклассицизма, солдаты в камуфляже, калеки и чиновники.

И певцов, и молодого московского дирижера Теодора Курентзиса специалисты тоже нахваливают, а организаторы без конца, как мантру, повторяют, какое немыслимое число фур с декорациями предстоит привезти для «Аиды» и то, что участвуют в этом огромном спектакле почти 500 человек.

В центре балетной программы, конечно, два великолепных спектакля из Мариинки. «Приношение Баланчину» – три коротких балета классика, танцевать которого тут умеют прекрасно (за лучшую женскую роль в «Баланчине» выдвинута Ульяна Лопаткина), и «Форсайт в Мариинском» – феерически страстное произведение живого гения, говоря о котором балетные критики начинают задыхаться и почти биться в падучей от невозможности найти адекватные для описания слова.

Ну и последнее – номинация «Современный танец». Тут эксперты настроены довольно кисло, хотя в программе есть спектакли двух отечественных корифеев – екатеринбургского хореографа Татьяны Багановой («Lazy Suzan») и челябинского – Ольги Пона («Знает ли жизнь английская королева?»). Но и они, и прочие, менее знаменитые постановщики, как уверяют, в этом году показывают на «Маске» лишь повторы своих прежних удачных находок. Что ж, посмотрим и это. Жаловаться некому: что выросло – то выросло, может, в следующем году все сложится иначе. 

24 МАРТА 12:1