НОВАЦИЯ 

 

Что-то синтетическое

 

 Этот раздел будто специально при­думан для того, чтобы совершенно разучиться отличать зерна от плевел. Нет, на самом-то деле его придумали для облегчения судейского труда. Из года в год на фестиваль предлагают­ся спектакли, которые целиком не вписываются ни в един из канониче­ских видов театра: не балет, потому что говорят; но не драма, потому что слишком много танцуют; не куклы, потому что на сцене возникает нечто вроде инсталляции из предметов, света и звука, но и не инсталляция, потому что вдруг появляется кукла, а то и живой человек. Одним словом, когда есть что-то синтетическое, его надобно отправлять в"Новацию".  При этом нельзя упустить из виду, что это "что-то" должно иметь отношение именно к театральному искусству. По пути необходимо не забыть, что со­временный театр - это далеко не обязательно только текст пьесы, про­износящий его человек и декорация с костюмами. Может вообще не быть декорации, артист бывает и без кос­тюма, то есть в чем мать родила, а случается, что и артиста нет, и пьесы, и текста... Тогда что есть? Много чего. Но почему это называется "Нова­ция"? Это непременно что-то новое? Да ничуть не бывало!

Помнится, однажды в этом разде­ле выиграл очень хороший спектакль Александра Пономарева "Победа над солнцем" (РАМТ). Поставленный по пьесе футуриста А.Крученых, оформленный в стилистике А.Экстер и других художников Серебряного века, с соответствующей музыкой, стилизованной САндрусенко под атональные поиски начала XX века, это был спектакль-опера. Не канони­ческая, конечно. Но и не ноу-хау, а просто грамотное, остроумное и изо­бретательное зрелище. В этом году неистощимые фантазеры Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская показали в "Новации" спектакль под названием "Апокалипсис" Это пред­ставление происходит в спичечном коробке, длится 10 минут и играется для одного зрителя. Крайний мини­мализм притом не мешает библей­скому тексту, озвученному известны­ми людьми разных эпох, чьи голоса сведены в общую фонограмму. Ма­люсенькая форма не умаляет гран­диозного философского, нежного и печального содержания. В коробочке появляются крошечные бумажные куколки, которые даже меньше зна­менитых, живущих в театре "Тень" лиликанцев. Но почему-то в раздел "Куклы" эксперты это зрелище от­править не решились. Хотя на самом-то деле в спектаклях, попавших туда "законно" куклы большие, средние, а также маленькие куда менее функциональны, чем невесомые крошки Эпельбаума. Ну и в чем но­вация? В том, что "талант - единст­венная новость"?

Завсегдатай нашего странного раздела - великий и ужасный театр "ЧерноеНЕБОбелое" работающий с ярким, ядовитым светом и людьми-киборгами, с фонограммами модных западных групп и современным тех-нодизайном. Действующие лица представлений режиссера Арюпина - монстры технократической эпохи, инопланетяне, в общем, сплошной "пятый элемент" Люка Бессона, рас­тиражированный и надоевший до чертиков. Актеры, чьих лиц и тел в первозданном виде мы, боюсь, так никогда и не увидим, вообще-то -танцовщики. Но упакованные в ди­зайн фантастических блокбастеров до такой степени, что в раздел "со­временный танец" а тем паче "ба­лет" их, конечно, пускать нельзя. Значит, в "новацию". Только вот пред­ставьте себе ту самую зеленолицую певицу из "Пятого элемента" кото­рая в окружении себе подобных и в дымном свете казино "танцует" не пять минут, как в известном кино, а все шестьдесят. Кто скажет мне, что это имеет какое-то отношение к те­атру любого вида, сорта, формы и содержания, пусть бросит в меня ка­мень.

Странным образом это нечелове­ческое зрелище под названием "Триада" сомкнулось с вполне чело­вечными "Песнями дождя" (Театр пластической драмы "ЧелоВЕК" Омск). Представление создано Игорем Григурко по стихам далай-ламы IV, и стихи этого служителя культа все сплошь про любовь. Зрелище представляет собой смесь приемов современного танца и цирка, при этом выдержано в духе буддистских ритуалов. Озвучено оно и впрямь роскошным этническим пением Людмилы [пуховой. Есть ряд сложнейших номеров, которые в цирке вызвали бы искреннее восхищение гимнастической техникой. Есть несколько выразительных, насыщенных внутренней драматургией сцен, и тут - аплодисменты в адрес постановщика. Но поскольку все эти "Песни дождя" целиком претендуют называться спектаклем, возникают некоторые вопросы. Главный из них все тот же: зрелище, демонстрирую­щее вместе с техникой тел многое множество "сувенирной" продукции (мода на все буддистское сейчас в мире особенно сильна), открыто жонглирующее атрибутами масскульта, - это театр? "Не верю" как говаривал основоположник МХТ

Записан в "новацию" и брейк-данс, хотя, если есть "далее" то почему он не "тойет" то есть почему бы не рассматривать зрелище Санкт-Петербургского театра "Тор 9" в разделе "современный танец"? Потому что признаки этого вида искусства никак невозможно внятно сформулировать в отличие от признаков его величества классического балета? Или, может быть, потому, что симпатичные и техничные ребята, исполняющие брейк, не играют спектакль, если, конечно, под этим словом понимать представление, организованное по законам внутренней драматургии? Этой самой драматургии постановщику Константину Бредису (в программке он назван - автор спектакля) организовать не уцалось. Зрелище распадается на ряд в разной степени удачных концертных номеров с тематическим "акцентом": улица, джазмены, официанты, солисты филармонии, блокбастер и что угодно еще. Но, может быть, дело в том, что брейк-данс до сего дня считался принадлежностью молодежной субкультуры, был занятием улиц, а тут - вышел на подмостки? Если это и так, то только у нас, в европейском же современном танце он давно и успешно используется.

Вообще, слово "новация" для нынешнего российского театра - самое распоследнее в ряду подходящих. Куда больше подходят другие "...ции": вариация, компиляция, аберрация, вивисекция... Разве что Русский Инженерный театр АХЕ (Санкт-Петербург) не вызывает в этой связи вопросов. Максим Исаев и Павел Сем-ченко из спектакля в спектакль "ин-женерят" с литературным сюжетом, предметами быта, куклами, светом, музыкой, сценическими подмостками и собственной актерской выразительностью. Вот и нынешний "юспс-дин Кармен" - спектакль в полном смысле этого уважаемого слова: с конфликтом, с характерами действующих лиц, с невероятной игрой визуальных и звуковых композиций и, представьте себе, с эмоцией. Назовем ее исходным материалом мягкую иронию, или нежное хулиганство, или - детскую любовь к игре с предметами.

В заключение просится занудное уточнение. Что означает слово "синтетический"? Можно сказать - целое, созданное из разнородных элементов. А можно - созданный искусственным путем, то есть неприродный, ненастоящий.

Наталия КАМИНСКАЯ