15:12 11.04 Спектакль театра «Тень» - номинант на «Золотую маску»

Сегодня станут известны имена новых лауреатов театральной премии «Золотая маска». Церемония закрытия фестиваля пройдет на сцене театра имени Моссовета. Среди фаворитов - «Аида» Новосибирского оперного театра, а также два спектакля Большого - «Макбет» в постановке Эймунтаса Някрошюса и «Летучий голландец» Петера Конвичного. А в номинации «новация» успех предрекают столичному театру «Тень».

Театр «Тень» - обладатель шести «масок», этот театр из года в год представляет неожиданные проекты, мало напоминающие как привычный детский театр кукол, так и профессиональный драматический театр. Вот и последняя премьера «Тени» мало вписывается в устоявшуюся систему театральных жанров. Выдвинутый на премию в категории «новация», спектакль «Апокалипсис», в основу которого положен одноименный текст Нового завета, идет в полной темноте всего десять минут. При этом в нем принимают участие только два человека: режиссер Илья Эппельбаум и единственный зритель. О необычной постановке рассказывают «Новости культуры».

Материализуя метафоры Священного писания, театр «Тень» как бы приближает к зрителям те события, которые описаны в Новом завете. Способствуют созданию атмосферы таинства абсолютная темнота и огонь двух свечей. Они служат единственной подсветкой для тех видений, которые разыгрываются в … обыкновенных спичечных коробках.

Илья Эппельбаум, режиссер и художник спектакля: «Открывается коробок, там что-то происходит, например, скачет всадник, спичка горит 15 секунд. Пока она горит, мы что-то видим в этом коробке».

Пафосный текст «Апокалипсиса» обретает новое звучание в соприкосновении со знаменитой иронией режиссеров из «Тени»: деятелей театра разных эпох они заставили произнести по одном слову. В ход шло комедийное наследие наших знаменитых артистов, режиссеров и других замечательных людей. При этом зачастую возникало комическое противоречие между интонацией и смыслом произносимого. Подобную же эклектику Майя Краснопольская и Илья Эппельбаум вложили и в музыкальный ряд спектакля – церковные псалмы здесь сменяет музыка Окуджавы и «Beatles». В том же парадоксальном стиле оформлено и фойе.

Известные деятели театра, не владеющие рисунком профессионально, набросали фломастерами и карандашами фигуры ангела и черта, а профессиональный художник Илья Эппельбаум соединил их на одном холсте, в картине «Битва ангелов».

При этом не обошлось без мистификаций. В необычной программке «Апокалипсиса», рядом с именами Михаила Козакова и Константина Райкина можно найти имена Федора Волкова и Варвары Асенковой – людей, живших в ту эпоху, когда еще не существовало звукозаписи.