Пишет Dina (dinadina)

 

@ 2005-02-09 02:08:00

 

Апокалипсис

Зато с утра сходила в "Тень" - они мне показали спектакль, который на нынешнюю Маску номинируют. Майя с Ильей совсем радикальными стали - если есть у нас что-то реально актуальное в театре, то, конечно, они. В общем, дошли до предела: какие там Лиликане для 4-х зрителей - теперь поставили спектакль для одного человека. И, соответственно, играть в репертуаре его ни за что не хотят - возни подготовочной много, а уже всему экспертному совету показать пришлось, а теперь еще жюри - 31 человек. Он, правда, идет всего 10 минут, но все равно времени набегает. Илья говорит: этот спектакль буду показывать только кому сам захочу, никакого заказа билетов.
Вкратце история такая. Во-первых, сократили апокалипсис и сделали фонограмму. Придумали так: каждое слово, включая предлоги и союзы, произносил новый человек - из театральных. Современных в основном специально записывали. Умерших - вырезали по слову из старых записей. А есть у них в перечне и совсем древние - 17-й, 18-й век - актеры всякие, драматурги - про них сварганили очередную мистификацию, что, якобы, по их заказу в какой-то особой лаборатории в Германии им восстановили голоса по портретам. Продемонстрировали голос Федора Волкова. Концептуальная моща в том, что все вырезанные слова тянут за собой свои смыслы. В первой фразе про свет один свет взят, к примеру, из записи Маяковского про "светить всегда" (и обрезан), а другой - из Баталовской записи Ромео и Джульетты (место, где "нет повести печальнее на свете").
Далее: в черной комнате, в абсолютной темноте зрителя, обряженного в белое, сажают против стола, на котором черная загородка и в ней - узкое вертикальное окно. Верхняя часть - зеркало, так что видишь свое отражение до плеч. Низ - стекло, в котором, понятно, тоже отражение, потому, что за ним темно. А там сидит Илья в черной рубашке - видны только его руки и из-за отражения есть ощущение, что это твои руки. Ну, в общем, такое откровение в чистом виде, которое из тебя самого исходит. А руками он разыгрывает весь апокалипсис в спичечных коробочках, каждый эпизод при свете новой спички. И кроме текста еще фонограмма идет такая пестрая, смешная - там на фоне католического органа и "пусть всегда будет солнце", и "лет ит би", и музыка из Амаркорда, и "на тот большак"... - по таким прямым ассоциациям. Духоподъемность есть, но без чрезмерного пафоса. Я потом, может, когда время будет, поподробнее опишу.
Илюша сказал, что к следующему новому году будет делать спектакль "необычайные приключения девы Марии". Могу себе представить. Ужасно они талантливые.