ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И НОВЫЕ СМЫСЛЫ
«ЗОЛОТАЯ МАСКА»-2005: ИТОГИ
Церемония вручения «Масок» шла на сей раз в хорошо забытом монументальном стиле физкультпарада. Гостей театра Моссовета снабдили шарфами ЦСКА и напутствовали фразой: «Мы станем сегодня свидетелями замечательного нового обряда оздоровления нашей сцены».
Фраза показалась многообещающей. Актуальной. И двусмысленной.
Но не сбылось! Решения жюри действительно оказались очень здравыми!
Балет: почти все «Маски» собрал «Форсайт в Мариинском». Награждены Наталья Сологуб и Андрей Меркурьев, спектакль признан лучшим. В номинации «Современный танец» победил «Тряпичный угол» Сергея Смирнова (Екатеринбург).
Новация: самый маленький театр Москвы («Тень» Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской) получил свою шестую «Маску» за 10-минутный спектакль «Апокалипсис», который может смотреть лишь один зритель.
Да, вот еще: этого зрителя театр «Тень» всегда выбирает и зовет сам.
Первые и последние строки Библии о сотворении мира сего и о распаде его, о рождении в муках новой земли и нового неба «наговорены» по одному слову десятками людей (с голосами живых художников смыкаются голоса Льва Толстого, Маяковского, Набокова).
Зритель сидит перед горящей свечой возле черной рамы. И в оптической камере «застеколья» Илья Эпельбаум ему показывает на ладони Ангелов с трубами, Коня Вороного, алые глаза хаоса и фигурки тех, кто будет судим по написанному в книгах…
Оперетта: награждены спектакль Новосибирской музкомедии «В джазе только девушки» и его солист Александр Выскрибенцев (Миллионер). Как всегда, ряд номинаций в «самом легком жанре» присудить оказалось некому.
«Лучший зарубежный спектакль, показанный в России» — «Мойщик окон» Пины Бауш.
Приз зрительских симпатий: «Ричард III» («Сатирикон»). Константин Райкин получил свою третью актерскую «Маску» — за роль Ричарда.
Драма: лучший спектакль малой формы — «Когда я умирала» («Табакерка»). Постановщик фолкнеровского эпоса Миндаугас Карбаускис получил «Маску» в номинации «Работа режиссера». Номинирован был и другой спектакль Карбаускиса — «Дядя Ваня». За роль Сони в этой постановке на сцене М.Х.Т. получила «Маску» Ирина Пегова.
«Лучший спектакль на большой сцене» — «Скрипка Ротшильда» Камы Гинкаса. (И мы скажем: это был самый цельный и самый обжигающий московский спектакль прошлого сезона!) «Маску» художника драматического театра получил Сергей Бархин — за городок из свежеотесанных плах (напоминающий и мастерскую гробовщика Бронзы с его «товаром», и икону «Воскресение Лазаря»), что создан Бархиным в «Скрипке Ротшильда».
Спецприз «драматического жюри» получил Александр Ронис, Принц Калаф, «фронтовик и интеллигент в первом поколении» из спектакля Андрея Могучего «PRO Турандот» (театр «Приют комедианта», Петербург).
Наконец, опера: «Маску» дирижера получил Александр Анисимов («Леди Макбет Мценского уезда», Музыкальный театр, Ростов-на-Дону). Лучшая мужская партия — Роберт Хейл («Летучий Голландец», Большой театр). Лучшая работа художника — Зиновий Марголин («Нос», Мариинский театр); к сожалению, «Нос» не привезли из Петербурга на фестиваль.
Лучшая женская партия: Ирина Макарова (Амнерис, «Аида», Новосибирский театр оперы и балета).
Лучший оперный спектакль: «Аида», Новосибирский театр оперы и балета.
Лучшая работа режиссера: Дмитрий Черняков — «Аида», Новосибирский театр оперы и балета.
«Приз критики» — «Аида», Новосибирский театр оперы и балета.
«Аида» и ее единственный показ в Москве, в Кремле, во Дворце съездов стали главным сюжетом «Маски»-2005. Сюжетом, а не аттракционом.
Думаю, что «показ» «Аиды» в Москве был на деле важен не для судьбы самого спектакля, а именно для зрителей его.
Это новый контент (хотя он лежит под ногами). И новые смыслы.
Смыслы требуют отдельного текста. Об этом — в следующем номере «Новой газеты».
Е. Д.
14.04.2005