Новые Известия 

 На "Золотой маске" показали самый необычный спектакль фестиваля 

"Апокалипсис" в театре "Тень" - постановка, которая просто обязана войти в Книгу рекордов Гиннесса. Десятиминутный спектакль рассчитан на одного зрителя, список людей, занятых в спектакле, занимает несколько страниц. Библейский апокалипсис ограничен размерами спичечного коробка. А весь текст прочитан сотней голосов.

Автор спектакля, главный креативщик русской сцены Илья Эпельбаум уверяет, что "Апокалипсис" - спектакль для души. Играют только для того, кого им хочется увидеть в зрительном зале. Хотя спектакль идет недолго, но все равно больше 2-3 раз в день его играть не хочется. Поэтому число зрителей пока с трудом перевалило за десяток. А началось все с идеи инсценировать Библию. Илья Эпельбаум придумал, что ныне живущие великие люди от Николая Цискаридзе до Анатолия Васильева каждый произнесут ему в микрофон по одному нужному слову. У ушедших актеров он разыскал нужное слово в записях. А голос Пушкина, Грибоедова и др. "восстановил" по форме черепа. На расспросы: как же это голос по форме черепа, - смеется и уверяет, что в мире, где клонируют динозавров, восстановить голос Пушкина - задача пустяковая. И даже если это не совсем голос Пушкина, вам, собственно, не все равно?
Все это рассказывается зрителю перед началом спектакля, ему вручается список участников. А также просят надеть белый балахон. В руки дается свеча, и зритель отправляется в путь по темным коридорам к своему единственному месту в зрительном зале "Апокалипсиса". Сам зрительный зал невелик и весь умещается на столике наподобие гримировального. Перед глазами зеркало, отражающее его лицо, а в проеме на уровне груди появляются то спичечные мужчина и женщина, то всадник, то парящий на ниточке ангелочек с трубой. По мысли автора спектакля, зритель может на мгновение ощутить себя Богом, наблюдающим за маленьким и таким хрупким миром почти невесомых человечков. Этот мир так легко разрушить, дунь - и нет его. Крошечная фигурка появляется в пространстве тьмы и в тьме же исчезает. Эксцентричный Честертон уверял, что любовь к ближнему начинается не с осознания, что "Человек - это звучит гордо", а понимания того, как человек мал, нежен, как легко разрушить мир, который он старательно создает вокруг себя. Заканчивается спектакль пожаром, сметающим с подмостков сцены твердь земную - спичечный коробок. Мировой потоп, мировой пожар в масштабах вселенной даже меньше, чем это маленькое полыхание спичек перед твоими глазами.

ОЛЬГА ЕГОШИНА
Новые Известия