КОММЕРСАНТЪ

Сцена по колено
// Николай Цискаридзе в театре "Тень"

 

 

 
 
 
 

 

Московский театр "Тень" показал премьеру трагического балета "Полифем", заглавную роль в котором исполнил Николай Цискаридзе. Премьер Большого театра едва поместился на сцене Лиликанского королевского театра. Рассказывает РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ.

Вот уже несколько лет в московском театре "Тень" гостит Лиликанский большой королевский академический народный театр драмы, оперы и балета – очаровательная выдумка Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской, позволяющая придумывать все новые и новые проекты. Заграничный театр гастролирует в Москве целиком, то есть всем своим зданием, вместе со стенами, позолоченным ярусным залом и крохотными куколками-зрителями, рассаженными в креслах. К сожалению, не так уж много народу могут посетить выступления лиликанов, ведь смотреть спектакли на кукольной сцене, зеркало которой едва ли больше квадратного метра, можно, только подглядывая "с улицы", через окна. Малочисленность аудитории, впрочем, не смущает знаменитостей, которых театр "Тень" приглашает осуществить постановки на королевской сцене. Здесь уже с удовольствием поработали Тонино Гуэрра, Анатолий Васильев, Сергей Юрский. А как отказаться – ведь именно Лиликанский театр позволяет художникам насладиться удивительным балансом между иронией и серьезностью, тщательностью и безответственностью.

Николай Цискаридзе, разумеется, тоже согласился. Он танцует заглавную партию в "Полифеме", новом балетном проекте Королевского театра на вдохновленную классическими образцами музыку ТПО "Композитор". Конечно, целиком господин Цискаридзе на лиликанской сцене не поместился бы. Так на то и предложена ему роль мифологического циклопа, чтобы возвышаться над миниатюрными "человеческими" фигурками. Начало "трагического балета" показывает идиллические картинки в пещере, где живут разные звери и нимфы, среди которых Галатея, по которой сходит с ума огромный Полифем. Когда живые балетные ноги Николая Цискаридзе опускаются на подмостки, грозя раздавить смешные фигурки нимфеток, оказывается, что сцена танцовщику всего лишь по колено. И только этой видной зрителю частью Полифему приходится станцевать лирическое признание.

Королевский балет в театре "Тень" представляет собой прекрасную пародию на классическую балетную вампуку. Любая логика в балете с легкостью приносится в жертву возможности станцевать изящный любовный дуэт и устроить победоносный красочный апофеоз. Поэтому приплывший во главе своих воинов Одиссей сам немедленно влюбляется в нимфу Галатею, а балетная ветреница отвечает ему взаимностью. Все счастливы – сцену увивают цветочными гирляндами, украшают корзинами цветов и огромным бумажным сердцем, еще опускается яркий рисованный задник и партер вот-вот должен взорваться восторженными, легкомысленными аплодисментами. Но тут приходит Полифем, топчет весь этот праздник ногами, рвет в клочья сердце, стучит кулаком по морским волнам и даже высовывает разгневанные пальцы за границу рампы, в зал. Он лепит друг к другу картонные скалы, чтобы обидчики не сбежали.

Голову циклопа Николай Цискаридзе в Лиликанском театре показывает всего один раз – когда выехавший из-за кулис троянский конь (все-таки речь идет об Одиссее!) выплевывает в единственный глаз Полифема стрелу. Потом зрителю снова будут видны одни только волосатые ноги слепого великана, танцующие про тоску, одиночество и смерть, то есть про все, про что принято в таких случаях танцевать на балетной сцене. В общем, перед вами действительно балет: в музыке, сочиненной Валерием Белунцовым, Верой Ивановой, Дмитрием Курляндским и Александром Маноцковым, отчетливо слышны вариации на темы "Жизели" и "Спартака". Пародия в театре "Тень" сделана не злая и поверхностная, а очень серьезная, трудоемкая и уважительная, отчего она становится еще более умной.

Николай Цискаридзе, кстати, является не только автором хореографии и исполнителем заглавной партии. Благодаря затее театра "Тень" он освоил еще и азы кукловождения. В свободные от работы своих ног моменты спектакля он увлеченно работает с куклами. Танцору явно не хотелось быть слоном-Полифемом в кукольной посудной лавке. Сосредоточенность и непритворная увлеченность господина Цискаридзе были вовремя замечены наблюдательными и тонкими авторами спектакля и всего театра "Тень" Майей Краснопольской и Ильей Эпельбаумом. Поэтому время от времени зрители "Полифема" – благодаря оператору с видеокамерой – имеют возможность на отдельном экране наблюдать, чем живет верхняя часть тела Николая Цискаридзе. Поначалу прямые трансляции из-за и надкулисья вызывают известную досаду: детская радость зрителя кажется разрушенной. Лучше ведь не знать, как именно мастерятся чудеса. Однако и в этом авторы спектакля были правы: следить за тем, как большой профессионал смотрит на искусство, которым владеет в совершенстве, со стороны и одновременно осваивает совсем другое искусство, не меньшая радость, чем видеть, как двигает ушами кукольный слон и обычная спичка факелом освещает целую театральную сцену.