Канделис - Герцог Шоппский


Театр представляет собой макет храма Мельпомены и рассчитан на 1 200 кукольных мест. Живых зрителей может быть не больше шести человек. Российского зрителя особенно трогает судьба герцога Шоппского (Канделиса), обитающего, разумеется, в тишайшей Шоппе, которая находилась, согласно изысканиям историка Н.Фоменко, на территории Ленинградской области

Текст: Павел Рыбкин

Опубликовано в № 02 (086)

Болезнь – удивительное состояние души и тела. Чем отчетливее вы это осознаете, тем больше взлетов, прозрений и просто эмпирических находок выпадает на вашу долю. Народный артист России Сергей Юрский, называющий себя профессиональным пациентом, посвятил таким находкам в своей недавней книге «Домашние радости» (М.: Вагриус, 2004) целый раздел. Там собраны сразу три ранее не известные пьесы классических авторов, обнаруженные Юрским среди медицинских карт сестрорецкой больницы под Петербургом. Это трагедия У.Шекспира «Канделис», комедия А.Н.Островского и Н.В.Соколова «Как аукнется, так и откликнется» и пьеса С.Беккета «Мо и Зель».

Из трех «находок» поставлен пока лишь «Канделис». Премьера состоялась в декабре прошлого года на сцене Лиликанского королевского народного драматического театра, придуманного руководителями театра «Тень» Майей Краснопольской и Ильей Эпельбаумом. Их театр представляет собой макет храма Мельпомены и рассчитан на 1 200 кукольных мест. Живых зрителей может быть не больше шести человек. Российского зрителя особенно трогает судьба герцога Шоппского (Канделиса), обитающего, разумеется, в тишайшей Шоппе, которая находилась, согласно изысканиям историка Н.Фоменко, на территории Ленинградской области.

– Это мой первый опыт кукольной режиссуры, – рассказывает Сергей Юрьевич Юрский. – В отличие от поставленной Анатолием Васильевым двадцатиминутной версии мольеровского «Мизантропа» на сцене того же Лиликанского театра, мой «Канделис» – полнометражная постановка. Действие длится целых полтора часа, включая фильм, посвященный истории обретения пьесы. Должен признать, что кукла очищает от всего наносного, что есть в живом актере. Недаром именно кукла была мечтой всех великих режиссеров. И Станиславский в разговорах с Крэгом делился такими мечтами, и сам Гордон Крэг утверждал, что актер в идеале должен быть «сверхмарионеткой». С куклами возникает ощущение того, что вам под силу все, ограничений практически не существует, кроме одного – чтобы самому не перейти все грани смысла, вкуса, изящества.

Похоже, самому Сергею Юрьевичу удалось удержаться на этой грани. Если не верите, приходите в Лиликанский королевский народный драматический театр.