Что-то, имевшее грандиозные параметры, через сто лет явится в свернутом виде, уменьшившись до карманного размера. Не беда. Идет извечная игра величин великих и малых. Великие эффектнее функционируют, малые надежней консервируют, сохраняют. От какой-нибудь внушительной языческой богини и памяти об ее культе не сохранилось — неизвестно, чем заведовала, кого любила, кого казнила. Но образ ее свернут до размера глиняной игрушки, куклы, переодетой барыней.
В Москве есть самый маленький театр на свете: Королевский театр Лиликании — кукольный театр с актерами ростом в мизинец ребенка, и сцена у них никак не более шахматной доски. Прелестная игрушка, изобретенная в семейном театре “Тень”: театр в театре. Лиликанский оснащен собственной историей: лиликане впервые покинули свое отечество, впервые гастролируют в Москве. Все это не менее убедительно, чем у Свифта. Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская — хозяева “Тени” и изобретатели лиликанского мифа. Однако мелкие гастролеры повели себя непредвиденно, лиликанский миф стал разрастаться. С мифами это случается. Во-первых, в Москве прошел слух о маленьких — во таких! — актерах, а поют лучше, чем большие в театре Большом. Посольство их видели на Арбате. Машину, которая возит всю труппу, а заодно и весь народ видели тоже.
Между тем Лиликанский театр готов любезно предоставить свою сцену любому великому режиссеру. И пусть Вас, маэстро, не смущает, что Вы до сих пор имели дело с человеческим материалом, — куклы лучше! Особенно самые маленькие.
Анатолий Васильев, Петр Фоменко и Тонино Гуэрро. И следующие, кто почтет за честь осуществить свой замысел в театре величиной с игрушечный домик. Тонино Гуэрро уже осуществил: на Лиликанской сцене идет всемирный потоп, грандиозная катастрофа свернута до кукольных размеров, но не стала ни игрушкой, ни пустяком — постановка серьезна, можно сказать, ответственна. Впечатляет. По синим волнам океана плывет спичечный коробок.