ТЕАТР «ТЕНЬ» родился в Москве в 1988 как первый в России частный семейный театр. В 1991 получил статус муниципального.
Организаторы театра – супружеская пара Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская. Илья по образованию – художник (Строгановское художественное училище), Майя – актриса театра кукол (курс актеров театра кукол Гнесинского училища). В театре «Тень» оба делают практически все: от административно-хозяйственной работы до встречи зрителей; от оформления спектаклей до исполнения ролей; от изготовлениядекораций, кукол и реквизита до любых невероятных акций, необходимых каждому конкретному спектаклю. Однако главная деятельность Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской – генерация и воплощение самых неожиданных театрально-художественных идей.
То, что «Тень» – театр семейный, чувствуется уже с порога. Атмосфера маленького фойе ассоциируется не с преддверием храма искусства, а с теплым уютным домом, в котором всегда рады гостям. На стенах – огромные листы бумаги, на которых зрители могут рисовать (в спектакле Красные шапочки именно эти рисунки станут художественным оформлением спектакля); в крошечном буфете все яства можно брать самим (никто не сомневается, что вы не забудете оставить на блюдечке деньги и сами отсчитаете положенную сдачу); на полочке лежат программки и хорошие книжки (хотите купить? Берите, пожалуйста!); при малейшем затруднении к вам на помощь придут приветливые хозяева; а иногда в самом центре фойе оказывается бассейн с настоящей водой, и можно гонять по нему самодельные кораблики.
Начинался театр с изысканно-красивого спектакля Волшебная дудочка. Это был театр теней, что и определило само название театра. Однако дальнейшая жизнь театра показала, что «Тень»категорически отвергает какие бы то ни было жанровые или видовые рамки. Этот театр принципиально открыт любому эксперименту; его лицо – творческое разнообразие; здесь используются все средства художественной выразительности. Даже само название театра варьируется в зависимости от спектакля:«Тень оперы», «Тень отца»(Гамлет), и, конечно, «Тень театра». В спектаклях «заняты» любые куклы – профессиональные (перчаточные, тростевые, марионетки) и домашние (среди них – не совсем куклы, а просто игрушки: кегли, мячик, экскаватор; а то и домашняя утварь). В «живом плане» на сценической площадке работают актеры – как профессиональные, так и зрители – от мала до велика. В постановках широко используются приемы и самых разных жанров театра (теневого, оперного, балетного и даже мистериального), и других видов искусства (изобразительного, кино и т.д.). Каждый новый спектакль принципиально не похож на предыдущий.
Спектакль Парус был целиком выстроен на музыкально-изобразительном ряде: в ритме и характере прихотливо меняющейся музыкальной партитуры перед зрителем возникали рисунки, создаваемые Ильей Эпельбаумом каждый раз заново. В Концерте превращений визуальный ряд дополнялся графическими изображениями, сиюминутно созданными из песка.
Щелкунчик – «спектакль-угощение», на протяжении которого каждый из зрителей получал солидную порцию сладких «обитателей» Конфетенбурга. А в финале спектакля из декоративных сценических фонтанов разливались не только пепси и фанта, но и вино (ведь нужно угостить не только маленьких гостей, но и их родителей).
Красные шапочки – спектакль, во время которого происходили съемки нового мультфильма на всем известный сюжет. При этом в создании фильма участвовал весь зрительный зал, – и дети, и взрослые: кто рисовал декорации; кто создавал звуковую партитуру (вплоть до озвучения разнообразных домашних животных и скрипа двери); кто оживлял кукол; кто командовал световыми эффектами. Заканчивался спектакль демонстрацией только что отснятого фильма, в финале которого на экране возникали «авторы» – сегодняшние зрители, которых успевали заснять перед входом в зрительный зал.
Со спектакля Гастроли Большого Королевского Лиликанского театра в России в театре «Тень» началась новая эра – эра мистификации. И началась она почти случайно (что по диалектике можно расценивать как закономерность). И.Эпельбаумом и М.Краснопольской была придумана страна маленьких, но весьма значительных людей (потому-то они и называются не «лилипуты», а «лиликане»; а вот мы, те, кто не может попасть внутрь театра и вынужден смотреть представление через окна, зовемся «велипутами»). Однако, неожиданно для авторов, часть зрителей отнеслась к слову «гастроли» совершенно серьезно. И потому крошечные куколки, разыгрывающие перед своими согражданами трагический оперный спектакль, обзавелись огромным социо-культурным фоном, включающим в себя массу лиликанских реалий – от микроскопических бутербродов и пирожных в буфете театра «Тень» до официальной таблички у входа в театр: «Генеральное консульство королевства Лиликания».
Для спектакля Лебединое озеро. Опера мистификация уже осознанно застраивалась Ильей Эпельбаумом и Майей Краснопольской на весьма серьезном уровне. В ее основу легло «открытие в архивах» черновиков П.И.Чайковского, первоначально замышлявшего Лебединое озеро именно как оперу. Как всегда в театре «Тень», был тщательно разработан антураж спектакля: от буклета с солидными цитатами и воспоминаниями до «искусствоведческой» лекции перед началом. Именно спектакль Лебединое озеро. Опера принес театру «Тень» сразу три национальные театральные премии «Золотая Маска»(см. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ В РОССИИ).
Из идеи Лиликанского театра шестью годами позже возник едва ли не самый значительный театральный проект сезона 2001/2002: Лиликанский Музей театральных идей. Проект предполагает возможность постановки в театре «Тень» любых спектаклей любыми режиссерами при единственном условии: продолжительность такого спектакля не должна превышать 15 минут. Первыми премьерами в рамках проекта Лиликанского Музея театральных идей стали Мизантроп Ж.-Б.Мольера в постановке Анатолия Васильева и авторский спектакль Дождь после потопа знаменитого итальянского сценариста и режиссера Тонино Гуэрра. В дальнейших планах проекта Лиликанского Музея театральных идей фигурируют не менее громкие режиссерские имена: Петр Фоменко,Сергей Юрский, Евгений Гришковец, Роберт Стуруа, Роман Виктюк,Михаил Левитин, Константин Райкин, Александр Бакши. Некоторые из этих замыслов уже представлены в Музее видеозаписью авторских изложений. Вне зависимости от того, получат ли все эти замыслы конкретное театральное воплощение, каждый из них уже обладает несомненной художественной ценностью – свободным движением творческой мысли, не скованной реалиями драматического театра (возможностями живых актеров или техникой безопасности). Проект Лиликанский Музей театральных идей в 2002 был удостоен «Золотой Маски» в номинации «Новации».
Это – шестая на сегодняшний день «Золотая Маска» театра «Тень»(и первая, выводящая театр за рамки номинаций Театра кукол).
Театр «Тень» – участник более чем восмидесяти международных фестивалей театров кукол. Принимает активное участие во многих российских и международных театральных проектах. В 1995 театр «Тень»организовал и провел в Москве первый в России международный Фестиваль Семейных театров. На базе театра «Тень» в течение нескольких лет проводит свои занятия Лаборатория режиссеров и художников театра кукол Кабинета театров для детей Союза Театральных Деятелей РФ.
Другие спектакли: Сказка без названия, Легенда о Тем-Лине, Балет бумажных теней, Царь-медведь, Два дерева (Гастроли Лиликанского Большого Королевского театра в России), Иоланта, Гамлет, Евгений ОнегЕн,Апокалипсис, Смерть Полифема, Снежная Королева, Истории эльфов, Руки Рахманинова, Орфей
Шабалина Татьяна
P.S.
В 2006 г. на «Золотую Маску» номинировался спектакль « Полифем»- балет с участиемН. Цискаридзе.