О родительских жертвах и о театре

Любите ли вы театр? Честно признаться, мой интерес к нему угас еще в студенческие годы. Театр остался где-то там, в прошлой жизни, и я с ужасом думала о том, что моих подрастающих детей рано или поздно потребуется вести туда, где мне будет невыносимо скучно.

Жертвовать своими интересами — удел родителей. Без этого детей не вырастить. Ночные бдения у постели больного ребенка, хождение по врачам, проводы в школу и обратно, сидение за уроками… У каждого родителя свой длинный перечень «подвигов» во имя детей. Вопрос только в том, всякая ли жертва оправданна и не рискуют ли чересчур самоотверженные родители потерять самих себя в заботах о благополучии своего чада. Просидев восемь лет своей жизни под дверями детских кружков, студий, музыкальных школ, в очередях поликлиник, я всерьез стала задаваться этим вопросом.

В самом деле, так ли необходимо, «наступая на горло собственной песне», отправляться с ребенком на спектакль, который вам не нравится? Каюсь. Мне так и не удалось совершить такого насилия над своей натурой, и дети мои так бы и остались невеждами, если бы в нашей жизни не появился семейный театр «Тень» Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской.

Попав сюда впервые, зритель, привыкший к огромной сцене, очередям в гардероб, буфет и туалет, бывает приятно удивлен всем, начиная с пресловутой вешалки и заканчивая небольшим — всего на семьдесят мест — залом.

Отправляясь в этот театр, вы идете не только на спектакль, но еще и в гости, и хозяева не преминут встретить вас на пороге. Гардероб — комната с вешалками, где можно раздеться. Затем вы оказываетесь в помещении, лишь отдаленно напоминающем театральное фойе, но гораздо более похожем на уютную гостиную, наполненную всякими интересными вещами. В ожидании начала спектакля здесь никто не скучает в одиночестве. На столе — ножницы, карандаши, бумага, трафаретки с разными фигурами. Можно порисовать на стенах, вырезать понравившиеся фигурки и здесь же разыграть вместе с другими детьми свое собственное представление. В фойе всегда есть человек, который занимается детьми: поддерживает их любое начинание и помогает, если возникают сложности. Дети, моментально оценив преимущества столь непривычной обстановки, объединяются в совместной игре, и порой бывает трудно уговорить их отправиться в зал на спектакль.

Как и в любом театре, здесь имеется буфет — вернее, некое его подобие. За разложенными на блюдах пирожными и разлитым по чашкам лимонадом никто не надзирает. Цены указаны. Подходите и берёте все, что вам понравится, а деньги кладёте в специальную тарелку в соответствии с суммой на ценнике. В порядочности посетителей никто не сомневается.

Илья и Майя творят свой театр в переплетении самых разных жанров. Здесь можно увидеть и кукол, и тени, и живых актеров, а иногда в спектакле участвуют одни рисунки… Каждый спектакль необычен.

Недавно в «Тени» с большим успехом прошла опера П. И. Чайковского «Иоланта» с одной единственной актрисой, исполнявшей все оперные партии и водившей кукол по крошечной сцене игрушечного театра. Это выглядело так, как будто вы у себя дома решили разыграть оперу, сшили кукол, сделали декорации и, обладая приятным, хорошо поставленным голосом, спели приглашенным друзьям и знакомым полюбившееся произведение. Может ли певица, поющая сопрано, исполнить целую оперу? Невероятно, но именно в этом варианте мои дети восприняли и полюбили «Иоланту». Особенно им понравилась басовая партия.

На Рождество здесь играют «Щелкунчика». На сцене вырастают деревья с мармеладными листьями, домики из печенья, бьют фонтаны из сока и вина. Этим угощением обносят зрителей. А после спектакля все выстраиваются в праздничный хоровод вокруг рождественской елки. Детям, конечно же, полагаются подарки. Несмотря на то, что билет куплен, вы все равно не можете расстаться с ощущением, что пришли не в театр, а в гости на Рождество. Во всяком случае, я всегда мечтала устроить дома именно такой детский праздник.

Еще один необычный спектакль — опера Чайковского «Лебединое озеро». Илья Эпельбаум уверяет, что такая опера действительно существовала, а страницы партитуры, попавшей к нему в руки, — один из ранних опусов композитора, написанных на отдыхе забавы ради. Никаких достоверных сведений об этом факте биографии Чайковского не сохранилось. Для авторов спектакля вопрос о подлинности произведения не так уж важен. Главное то, что опера существует в их воображении и «просится на сцену». Театр сделал попытку сыграть спектакль так, как он мог бы быть сыгран более ста лет назад великим композитором и его друзьями. Опера исполняется двумя голосами — сопрано и тенором — в сопровождении пианино. Для исполнения оперных партий хозяева театра пригласили двух профессиональных певцов — Наталью Баранникову и Алексея Косарева. В опере играют небольшие куклы, которых водят сами исполнители. Сюжет оперы — тот же, что и в балете, основные музыкальные темы узнаваемы по первым аккордам. Конец — так же печален.

В репертуаре «Тени» есть спектакль, который можно заказать, и в условленное время его сыграют персонально для вас и ваших друзей, которых, кстати, должно быть не больше пяти человек. Нам посчастливилось побывать на этом спектакле, где угощали соком из крошечных чашечек, микроскопическими, но самыми настоящими пирожными и бутербродами, рассказывали о насыщенной трагическими событиями истории страны Лиликании, населенной человечками ростом с указательный палец. А затем в зале, размеры которого пропорциональны росту лиликанских жителей, нам сыграли душераздирающую трагедию под названием «Два дерева». Собственно говоря, в самом зале человеку нормального роста поместиться невозможно, поэтому зрителям ставят стулья за стенами театра так, чтобы можно было наблюдать за происходящим на сцене в специальные окошки. Именно по этой причине количество зрителей строго ограничено. Лиликанский театр — продолжение детской игры в куклы, попытка создания некоего виртуального кукольного мира, живущего по своим, в чем-то похожим на наши законам. В скором времени в театре «Тень» пройдут гастроли Малого лиликанского театра, который представит оперу, удивительно похожую на «Руслана и Людмилу» М. И. Глинки. Эта опера, как сообщил Илья, написана очень известным лиликанским композитором с труднопроизносимым именем и считается шедевром лиликанского оперного искусства, предметом национальной гордости маленького народа. Малый лиликанский театр в состоянии вместить не более трех зрителей нормального человеческого роста.

«Тень» — не детский, а семейный театр. Илья Эпельбаум говорит, что репертуар театра делится на спектакли для детей с родителями и спектакли для родителей с детьми. Приглашая меня на «Щелкунчика», он просил приводить как можно больше взрослых, несмотря на то, что взрослые на этот спектакль проходят бесплатно, а детский билет стоит довольно дорого. «Играть для взрослых интереснее», — объяснил хозяин, он же режиссер театра. Спектакли театра «Тень» адресованы родителям в той же степени, что и их детям. Поэтому я никогда не хожу сюда только ради детей. Мы идем в театр, потому что нам всем этого хочется, и очень радуемся, что на этот раз наши желания совпали. Осталось только добавить, что в 1997 году Илья Эпельбаум был удостоен премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший режиссер кукольного театра», а спектакль «Лебединое озеро» получил в 1999 году целых три «Золотых Маски».

Однако пора вернуться к вопросу об оправданности родительских жертв, когда дело касается досуга. Придя в любимый театр с сыном-школьником и совсем маленькой дочкой, я поняла, что противопоставление моих интересов интересам детей часто бывает мнимым. Теперь это не мой, а наш любимый театр.

Как-то раз Олег Табаков сказал: «Я бы хотел, чтобы мои дети любили то, что люблю я, тогда мы не перестанем понимать друг друга и после того, как дети вырастут». Эта случайно услышанная фраза должна, как мне кажется, стать «руководством к действию» для всех родителей. Наши дети увлекаются массой вещей, которых нам не понять, и с этим часто приходится мириться. Но они остро нуждаются в том, чтобы мы разделили их интересы, и бывают счастливы, когда это происходит. Задача родителей в том, чтобы искать и находить эти ниточки, связывающие два поколения, а не в том, чтобы идти на поводу у ребенка, иногда плохо понимающего, чего он в действительности хочет. Дети очень чутко прислушиваются к нашему мнению и во многом ориентируются на него в формировании собственной точки зрения. Если мы будем приобщать их к тому, что нам интересно, предлагать им то, что нам нравится и кажется важным, возможно, они разделят наши увлечения, и в будущем нам удастся избежать конфликта отцов и детей, оставаясь близкими людьми на всю жизнь.
Евгения Власова

Адрес театра «Тень»: Октябрьская ул., 5.
Телефон: 281-35-90.

   "Элитное образование",  04.05.2000