ТЕАТР «ТЕНЬ»: ИГРА ПО СОБСТВЕННЫМ ПРАВИЛАМ
Фирменный прием театра «Тень» — мистификация публики и критики. Впервые он был применен в 1996 году, когда театр провел в Москве «Гастроли Лиликанского академического Большого королевского театра драмы, оперы и балета», пользовавшиеся фантастическим успехом.
От мини-оперы — к «большому» балету
За эти легендарные «Гастроли…» театр получил свою первую «Золотую маску» (из семи имеющихся на сегодня). Куколки размером с мизинец представляли оперный спектакль под названием «Два дерева, или Трагическая история о романтической любви принцессы-красавицы и короля золотых россыпей…» и далее еще что‑то в том же роде. Лиликане любят длинные названия, потому что сами очень маленькие.
Этот спектакль по‑прежнему в репертуаре театра. Перед началом зрителей (от четырех лет и старше) угощают в фойе чаем со сладостями и одновременно рассказывают об истории, культуре и традициях крохотного, но гордого народа (все это, включая особый лиликанский язык, не похожий ни на один другой в мире, — плод фантазии создателей «Тени»).
После чаепития гостей проводят в комнату, где специально для «Гастролей в Москве» было выстроено здание Лиликанского театра. Несмотря на небольшие размеры, оно поражает своим величием и богатством декора: позолота, лепнина, бархат… Театр уже полон крошечной публики. Велипуты (так лиликане называют нас, жителей большого города) разместиться внутри не могут, наблюдать за происходящим на сцене и в зале им придется снаружи, через окна театра. Вокруг здания для них поставлены стулья (поскольку периметр его невелик, то смотреть представление могут одновременно не более шести человек). Выдают наушники: в них пойдет синхронный перевод с лиликанского. Гаснет свет, звучит музыка, и занавес открывается… Все — как в обычном театре, только расстояние от зрителей до артистов менее полуметра.
Из идеи «Гастролей…» три года назад возник проект «Лиликанский музей театральных идей». Любой режиссер мог поделиться планами постановок, которые осуществить в обычном театре невозможно. Никакой цензуры, финансовых ограничений — полная свобода реализации самых фантастических замыслов! Театр «Тень» выдвинул лишь одно условие: продолжительность такого спектакля не должна превышать 15 минут. Свои версии предложили Петр Фоменко,
Первыми премьерами в рамках проекта стали «Мизантроп» Мольера в постановке Анатолия Васильева и «Дождь после потопа» итальянского сценариста и режиссера Тонино Гуэрра. Спектакли идут один за другим, и малышам их смотреть не так интересно, как «Два дерева». Мольер, сжатый до 14 минут (из них часть уходит на антракт, во время которого не прекращается действие в зале), — не самое понятное зрелище. Хотя… разглядывать маленьких человечков в любом случае детям нравится. И спецэффекты наверняка поразят их воображение: пожар, устроенный Альцестом в финале (настоящий: с огнем, дымом, запахом!), и плавающие в океане после гибели цивилизации живые рыбки… Взрослые зрители с багажом накопленных знаний (особенно почитатели творчества Васильева) получат особое удовольствие.
А на подходе новая премьера: совместная, можно сказать, работа с Большим театром России…
Рассказывает Илья Эпельбаум:
Москвичи увидят первый лиликанский балет «Смерть Полифема», поставленный по — античной греческой трагедии. Главную партию — великана Полифема — согласился исполнить ведущий танцовщик Большого театра Николай Цискаридзе. Остальные артисты в ролях Галатеи, Одиссея, сирен или воинов — куклы. Коля также взял на себя хорео-графическое решение балета. Учитывая сюжет, современному танцу он предпочел классику. Специально для этой постановки лиликане построили очень прочную сцену, чтобы выдержала вес танцовщика. Есть лишь одна небольшая проблема… Поскольку целиком на лиликанской сцене Цискаридзе все равно не помещается, то его танец можно будет увидеть фрагментами: то ноги, то руки, то голова…
Это спектакль для детей или скорее для взрослых? —
Всегда трудно определить, кому адресован балет. Вот «Лебединое озеро» — — детский спектакль, но ходят на него почему‑то преимущественно взрослые. Я считаю «Смерть Полифема» детской постановкой
Какая музыка там звучит? —
Современная. Создавал ее безличный коллектив — ТПО «Композитор». Мне было — интересно посмотреть, можно ли написать музыку коллективно. Идея работает следующим образом: как режиссер я даю задание пяти композиторам написать, к примеру, тему Одиссея. Затем выбираю наиболее подходящий вариант и даю другому композитору на переработку с замечаниями. Каждый фрагмент переписывается несколько раз и не принадлежит какому‑то одному автору. Такой метод испорченного телефона…
А какой в этом смысл? —
Для меня смысл в игре. Театр — игра. Чем изощренней мы играем, тем больше — можем рассчитывать на интересный результат. Я никогда не знаю заранее, в чем смысл той или иной игры. Я лишь чувствую, что он может быть.
Когда состоится премьера? —
Первый показ должен пройти в конце июня, но реально мы начнем играть в — сентябре. Этот балет, скорее всего, будет нечасто в репертуаре, потому что спектакль идет вживую и все будет зависеть от степени занятости Цискаридзе. В дальнейшем мы планируем выпустить еще один спектакль в Лиликанском театре, но пока он только в проекте. Скорее всего, это будет «Русалочка» Андерсена; по жанру — музыкальная мелодрама, похожая на «Два дерева». Как обычно, ожидается помпезная постановка: роскошные костюмы и декорации; герои много танцуют, поют и разговаривают.
Начало начал
Если знакомство с Лиликанским театром детям стоит начинать с оперы «Два дерева», то на большой сцене, зал которой рассчитан на 100 зрителей, — с постановки «Гамлет» (подзаголовок — «Для начинающих»). Это краткая театральная энциклопедия для детей в картинах. Юмор ее составителей оценят родители. Скучно не будет никому.
Малыши узнают, с чего начинается театр (разумеется, с вешалки); когда идти в буфет (после посещения дверей с буквами М и Ж); кто в театре главный (электрик) и как реагировать на хороший и плохой спектакль (бросать на сцену цветы или порченые помидоры — пройдет тренировка бутафорией). Самые смелые зрители послужат моделями для рассказа о гриме и костюме, а зрительницы могут попробовать станцевать канкан…
Спектакль не имеет отношения к Шекспиру. После всех этих объяснений объявят, что сегодня замена спектакля: вместо «Гамлета» пойдет «Чайка», а кто смотреть не хочет, может сдать билет и уйти. Желающих покинуть зал нет. И тогда начинается представление, в котором за полтора часа можно увидеть самые популярные фрагменты опер «Дон Жуан», «Евгений Онегин», «Иван Сусанин», оперетту «Сильва» и чеховскую «Чайку». Арии обработал композитор Андрей Семенов, сам он их и исполняет. На столе‑сцене на глазах публики в одно мгновение строят из кубиков Пизан-скую башню, собор Василия Блаженного, барский дом в имении Лариных… Действие понятно любому малышу и запоминается легко, поскольку актерами выступают игрушки, которые есть дома у каждого. Потрепанный мишка (между прочим, заслуженный артист, как значится в программке) выступает поочередно в ролях Дона Жуана, Онегина, Треплева и прочих героев‑любовников; резиновый мяч — идеальный Лепорелло, как и Ленский (от выстрела он сдувается); кукла советской поры блестяще справляется с партиями Донны Эльвиры, Татьяны, Сильвы и Нины; народный артист Экскаватор незабываем в образах Командора или генерала Гремина. Кегли (массовка) изображают крестьян и солдат…
На этой же сцене идет еще один спектакль — «Метаморфозы», который вообще не опишешь словами. Неслучайно их там и нет, они попросту не нужны. Это надо видеть…
Попасть в театр «Тень» не так уж сложно: надо позвонить по номеру 681‑3590 и записаться на желанный спектакль, оставив контактный телефон. Вам обязательно перезвонят. Возможно, уже завтра. Или осенью.
09.06.2005
|